Оформление ипотеки на жилье: порядок, сроки и необходимые документы
В статье рассмотрим, как оформляется ипотека. Узнаем, сколько времени занимает одобрение заявки и как долго ждать окончания сделки. Мы расскажем, какие документы вам понадобятся, и разберем правила получения ипотеки.
Этапы оформления ипотеки
Покупка жилья в ипотеку — ответственный шаг. Решаться на него стоит только после оценки своих финансовых возможностей. Процесс оформления ипотеки происходит в течение 3-5 недель и включает несколько этапов.
Рассмотрим процедуру получения ипотеки по шагам:
- Выбор банка.
- Подача заявки и получение одобрения.
- Выбор жилья.
- Сбор документов для банка и согласование недвижимости.
- Государственная регистрация сделки.
Выбор банка
Процесс оформления ипотеки нужно начинать с выбора подходящего предложения от банка. На рынке их довольно много, и стоит сравнить несколько вариантов перед тем, как принять окончательное решение.
При выборе банка для получения ипотечного кредита нужно сопоставлять предложения по следующим параметрам:
- ставке, надбавке и скидкам к ней;
- срокам кредитования;
- максимальной сумме кредита;
- размерам первоначального взноса;
- необходимости дополнительного обеспечения (поручительства);
- возможности привлечения созаемщиков и их количеству;
- требованиям по страхованию;
- условиям и правилам досрочного погашения.
Вы сможете получить одобрение по заявке, если соответствуете требованиям конкретного банка. Каждый банк может устанавливать собственные условия, но они похожи:
- гражданство РФ (в ВТБ ипотеку могут взять и иностранные граждане);
- возраст на момент подачи заявки — от 21 года (в банке Уралсиб можно оформить ипотечный кредит с 18 лет, в УБРиР — с 23 лет), а на дату планируемого погашения кредита — не более 65 лет (в Сбербанке — 75 лет, в УБРиР — 70 лет);
- официальная работа на территории России;
- опыт работы у текущего работодателя — от полугода (в УБРиР — от 3 месяцев);
- общий стаж — от года.
Подача онлайн-заявки на ипотеку
Для получения решения по ипотеке необязательно приходить в банк. Вы можете отправить заявку с официального сайта, заполнив заявку.
Например, в анкете ВТБ нужно указать:
- личные и контактные данные (Ф.И.О., дату рождения, телефон, email);
- информацию о доходах (ИНН работодателя, среднемесячный доход и т. д.);
- желаемые параметры кредита (срок, сумму, выбранную ипотечную программу);
- паспортные данные (серию, номер);
- город покупки недвижимости и регион оформления ипотеки.
После предварительной проверки заявки с вами свяжется менеджер банка для уточнения необходимой информации. Он также запросит следующие документы:
- паспорт;
- СНИЛС;
- справку о зарплате;
- военный билет (для мужчин до 27 лет);
- копию трудовой книжки.
Порядок предоставления документов зависит от выбранного банка. Чаще всего сканированные копии можно отправить менеджеру на email или загрузить в личном кабинете на сайте, а оригиналы просят представить уже при оформлении кредита. Но в Россельхозбанке сразу просят предъявить оригиналы документов в отделении. Окончательное одобрение заявки происходит в течение 1-10 дней.
Выбор недвижимости
После получения одобрения по заявке вы можете выбирать недвижимость для покупки. Ипотеку можно взять на квартиру в строящемся или готовом доме, таунхаус, индивидуальный дом. В Сбербанке ипотечный кредит выдаётся ещё и на гараж, машиноместо или земельные участки.
Приобретаемая недвижимость не должна быть объектом залога, признанной аварийной, входить в списки на капитальный ремонт, реконструкцию, расселение, снос или находиться под арестом. Жильё должно быть пригодным для круглогодичного проживания и иметь отдельную кухню, санузел.
Выбранную недвижимость нужно оценить в специализированной оценочной компании, имеющей соответствующую лицензию. Рекомендуется обращаться к оценщикам, прошедшим аккредитацию в выбранном банке.
Сбор документов
Если вы получаете зарплату на карту банка, где оформляется ипотека, то доход и занятость можно не подтверждать документально. Эти данные уже имеются у специалистов банка.
При наличии дополнительного дохода желательно предоставить соответствующие документы, например, справку с места работы по совместительству, налоговую декларацию и т. д.
В случаях когда вы приобретаете квартиру в строящемся доме, нужен договор долевого участия в строительстве, а также пакет учредительных документов по застройщику (Устав, протокол о создании и т. д.).
При покупке готовой недвижимости необходимо представить в банк:
- отчет об оценке;
- выписку из ЕГРН;
- документ-основание возникновения прав собственности у продавца, например, свидетельство о наследстве;
- выписку из домовой книги;
- свидетельство о праве собственности продавца на недвижимость (при наличии);
- технический и кадастровый паспорт.
Перед заключением кредитного договора и проведением сделки нужно застраховать недвижимость и при необходимости жизнь, здоровье. Для приобретения полиса лучше обратиться в одну из страховых компаний, аккредитованных выбранным банком. Иногда для оформления страхования жизни и здоровья может потребоваться справка о состоянии здоровья.
После оформления страхования вы можете договариваться с продавцом о дате заключения сделки, подписывать кредитную документацию и вносить первый взнос (при необходимости). В назначенный день вам вместе с продавцом нужно подписать договор купли-продажи. Часто подписание кредитной документации (ипотечного договора, дополнительных соглашений к ним и т. д.) и договора купли-продажи проводят одновременно.
Регистрация сделки
Все сделки с недвижимостью должны проходить государственную регистрацию в Росреестре.
Рассмотрим последовательность действий для проведения процедуры:
- Согласовать с сотрудниками банка удобную дату и время проведения операции.
- В назначенное время обратиться в МФЦ или рег. палату вместе с представителем банка.
- Дождаться проведения госрегистрации, получить выписку из ЕГРН с отметкой о переходе права собственности на недвижимость и ее залоге в пользу банка.
- Передать в банк новую выписку из ЕГРН.
Обычно эта процедура занимает 5-10 дней. После получения выписки из ЕГРН банк произведет окончательные расчеты с продавцом.
Замечание. Сбербанк предлагает услуги по электронной регистрации сделки. Все документы в Росреестр отправляет менеджер банка, а выписку из ЕГРН и зарегистрированный договор купли-продажи или долевого участия в строительстве вы получите по электронной почте.
Что нужно знать: правила получения ипотеки
При оформлении ипотеки не существует мелочей, нужно соблюдать осторожность на каждом этапе.
Рассмотрим, на какие моменты нужно обратить внимание:
- При приобретении квартиры у застройщиков-партнеров банка вы можете существенно снизить ставку. Например, в Сбербанке партнерские ипотечные программы предусматривают ставку от 7,1%.
- Можно уменьшить ставку, предоставив в залог банку дополнительное ликвидное имущество, например, другую недвижимость. Этому может поспособствовать также привлечение созаемщиков и поручителей.
- При покупке квартиры на вторичном рынке вы рискуете столкнуться с мошенниками. Для исключения неприятных ситуаций рекомендуется оформлять полис страхования риска утраты права собственности на недвижимость в течение первых 3 лет.
- Если квартира приобретается у застройщика на этапе строительства, то есть вероятность, что дом так и не будет построен. Для снижения своих рисков банк может затребовать привлечения дополнительных созаемщиков. Лучше приобретать квартиры в строящихся домах только у застройщиков, прошедших проверку выбранного банка и получивших аккредитацию.